СОСТОЯНИЕ ЭКОСИСТЕМЫ АЗОВСКОГО МОРЯ, ПУТИ И МЕТОДЫ ЕЕ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
Азовское море - уникальный природный объект. За истекшие тысячелетия естественные факторы сделали его редкостным по продуктивности водоемом для воспроизводства рыбных богатств.С древнейших времен Азовское море славилось не только большими уловами, но и обилием видового состава его обитателей. При этом большинство из имеющихся здесь видов по своим потребительским качествам превосходило их сородичей, распространенных в других водных бассейнах. Неизменным спросом пользовались такие азовские деликатесы как осетровые и их черная икра, керченская и донская сельдь, шемая, судак и лещ, а также рыбец и тарань, особенно в вяленом виде.
В противовес природным факторам рукотворная деятельность людей привела к подрыву экосистемы Азовского моря, нарушив естественный баланс в развитии популяции рыб и их кормовой базы - фитопланктона, зоопланктона, бентоса.
Вторая половина XX века стала началом широкомасштабного разрушения экосистемы Азовского моря. В бассейнах Дона, Кубани и других приазовских рек появилось множество искусственных водохранилищ. Эти обширные по площади испарители пресной воды используются для нужд орошаемого земледелия, охватывающего пространства в сотни тысяч гектаров. В интересах агротехники осуществляется снегозадержание на полях. Большое количество речной воды забирается для промышленных и бытовых целей.
Зарегулирование только двух рек - Дона и Кубани снизило ежегодный приток пресной воды в Азовское море на 15 кубических километров. По оценкам специалистов это составляет 37% от прежних объемов поступлений. В целом же созидательная деятельность «царя природы» лишила Азовское море стока реки, равной Кубани.
Обильные весенние паводки на Дону стали большой редкостью. Теперь они бывают один раз в 5-7 лет. Наряду с общим уменьшением речных стоков это привело к существенному сокращению ареалов нереста и обитания леща, судака, тарани, рыбца. С 1952 года, после запуска Цимлянского гидроузла, все нерестилища белуги оказались отрезанными от моря. На 80% были уничтожены нерестилища осетра и на 50% - севрюги и сельди. В итоге ценные породы рыб лишились созданных природой мест естественного размножения, существовавших не менее 200 тысяч лет. За истекший период на Дону так не и было построено эффективных рыбопропускных устройств, а искусственное разведение ценных пород рыб по целому ряду причин не дает желаемых результатов. Из года в год происходит сокращение рыбных запасов Азовского моря, на грани исчезновения оказалось сообщество полноценных производителей потомства осетровых.
Существенное снижение притока пресной воды в море усугубляется сбросом неочищенных сточных вод, загрязненных токсичными веществами искусственного происхождения, которые слабо расщепляются микроорганизмами, обитающими в Азовском море.
По заключению специалистов АзНИИРХ Азовское море к настоящему времени почти утратило способность к самоочищению и сдерживанию чрезмерных антропогенных нагрузок. Загрязнение моря неочищенными стоками привело к усилению его эвтрофикации (обильному образованию органических веществ, вызывающему, в частности, «цветение» воды). Интенсивно заражаются илы и грунт, особенно в Таганрогском и Темрюкском заливах. Эти некогда кишевшие рыбой морские угодья превращаются в нерукотворные отстойники отравленных вод, обрекал их обитателей на деградацию и полное исчезновение. Учащаются массовые заморы рыбы в низовьях Дона и Кубани.
Разложение продуктов нефтепереработки, отходов промышленно е производства, сельскохозяйственной и бытовой химии в зараженных донных отложениях производят токсические бактериальные микроорганизмы. Этот естественный процесс не отличается высокой скоростью, а конечные продукты разложения, потребляемые водорослями, трудно перерабатываются аборигенными видами рыб. Для решения этой проблемы специалисты воспользовались особенностями кормовой базы дальневосточного пиленгаса - разновидности кефали. Эта рыба способна расщеплять и перерабатывать токсические бактериальные организмы и водоросли, превращая их в легко усваиваемую органик}-, которая, в свою очередь, быстро минерализуется благодаря ■' мелководности моря и хорошей прогреваемости его вод. |
Разведение пиленгаса, завезенного в Азово-Черноморский бассейн в | 60-е годы, несколько снизило остроту проблем, связанных с очисткой при- 1 донного пространства от токсических загрязнений. Однако это вовсе не озна- -част, что затронутая проблема утратила свою актуальность, Более того, мест- ■ пая популяция пиленгаса вошла в число основных промысловых объектов со ; всеми вытекающими из этого последствиями. ;
К числу дополнительных источников загрязнения Азовского моря от- | носится водный транспорт и дноуглубительные работы, обеспечивающие его ; нормальное функционирование на мелководье. Судоходство вызывает взму- ; чиванис илистых грунтов, разрушение лесозащитных полос у размываемых ’ берегов рек, загрязнение акваторий нефтепродуктами. Влияние водного ; транспорта на экосистему Азовского моря достаточно велико - через проры- | тые по мелководьям судоходные каналы здесь ежегодно проходит порядка 7 ] тысяч судов. ;
Из 14 свалок грунта, расположенных в Азовском морс, 9 находится в ! Таганрогском заливе. Объем грунтов, перемещаемых при углублении судо- { ходных каналов и акваторий портов, составляет 3,6 млн. т. Это превышает | твердый сток реки Дон в три раза (1.2 млн. т.), а 061,смы наносов, поступаю- | тих вследствие размывания берегов залива (2,05 млн. т.) - в полтора раза. \ Примечательно, что донные отложения портов к подходных каналов Азов- ] с ко го моря на 50-80% состоят из мелкодисперсных загрязненных илистых фракций, :
Еще одним загрязнителем вод Азовского моря являются продукты аб- ; разни берегов, накапливающиеся в зонах их размывания. Разрушение побережья, к тому же, приносит региону огромные убытки. Например, только одни шторм 1907 года нанес материальный ущерб от потери жилья и административных зданий по Нсклиновскому району на сумму 25 млн. рублен, а \ гидротехническим сооружениям был причинен ущерб в размере 275 млн. ! рублей. !
Борьба с абразией требует проведения берегоукрепительных и проти- ! вооползневых мероприятий. Традиционный метод берегозащиты, основан- ; ный на возведении волмобойных стен, является весьма капиталоемким и не \ всегда эффективным. В частности у прибрежных зон аккумулятивного типа > он дает обратный эффект, вызывая размыв существующих пляжей. Нередко применяется и искусственная подсыпка береговой черты, \
Альтернативным методом менее капиталоемкой защиты берегов от | размывания является создание «искусственных биотопов». Их конструкция, \ предложенная и апробированная специалистами АзНИИРХ и РГУ, защищена российским патентом № 2019963.
Крайне опасным компонентом донных отложений является их радиационное загрязнение. Современные донные отложения Азовского моря имеют высокое содержание искусственных радионуклидов, среди которых заметно повышена концентрация цезия - 137. В Таганрогском заливе зафиксированы концентрации этого радионуклида до 100 Бк на килограмм сухого веса донных отложений. Для сравнения - на берегу губы Андреева в Баренцевом море, где в 1982 году произошла авария в крупном хранилище отработанного ядерного топлива и радиоактивные отходы попали в морскую экосистему, уровни концентрации радионуклида '^Св не превосходят 120 Бк/кг. В целом же на Баренцевоморском шельфе уровни Сб не превышают 20 Бк/кг. Поэтому эффективные дозы, получаемые при потреблении рыбы из Азовского моря, в 3 - 5 раз выше соответствующих значений от потребления рыбы, выловленной в Баренцевом море (Г.Г. Матишов, Д.Г. Матишов, А.А. Намятое, 1999г.). А, согласно данных, представленных в Государственном докладе «О состоянии окружающей среды Ростовской области в 1997 году», удельная активность радионуклида 13 Се у донской рыбы в 10 и более раз выше, чем у прочих местных продуктов питания - хлеба, молока, мяса, овощей.
Следует отметить, что в Приазовье неї природных источников радиоактивности. Загрязнение моря происходило в период испытаний ядерного оружия, максимум которого приходился на 1963 - 1964 годы, и в результате аварии на Чернобыльской АЭС, имевшей место 26 апреля 1986г. Одна часть радиоактивных осадков заносилась на водную акваторию воздушными потоками. Другая часть, смытая с огромных водосборных территорий, попадала сюда с речными стоками.
Похоже, что чиновникам высшего ранга оказалась на руку утрата Азовским морем статуса самого рыбопродуктивного в мире водоема и некогда привлекательной курортной зоны. А ерошаемое земледелие Приазовья уже не видится им достаточным благом, за которое регион расплатился потерей рыбных богатств, деградирующими водохранилищами, речной и морской средой. Поэтому на пороге XXI века Российское правительство решило преподнести экосистеме Азовского моря новое изуверское испытание - пуск Ростовской АЭС. И как это ни странно, данный «эксперимент» поддерживает руководство Ростовской области. Что же мы получим в его результате?
Даже при отсутствии серьезных аварий на Ростовской АЭС, спроектированной и построенной с массой существенных нарушений норм безопасности, низовья Цимлянского водохранилища и реки Дон, а также Таганрогский залив неизбежно испытают на себе последствия теплового и радионуклидного загрязнения. Источником этих загрязнений станет пруд-охладитель станции, под который приспособлен естественный залив, отгороженный от Цимлянскою моря грунтовой дамбой.
Дополнительный подогрев акватории Цимлянского водохранилища, прилегающей к пруду-охладителю, приведет к усилению эвтрофикации его вод, интенсивному «цветению» фитопланктона и, как следствие, сероводородному заражению придонного пространства, приводящему к массовым заморам рыбы. Кто и как планирует бороться с этим злом неизвестно. По крайней мере, у Минатома России не хватает средств даже на профилактику профессиональных заболеваний сотрудников АЭС. При этом согласно имеющихся статистических данных, онкозаболеваемость персонала Минатома с 1992 по 1997 год в 3 раза превышала ее средний показатель по стране. Более того, у каждого пятого работника обнаружена профессиональная патология лучевой природы.
Передать работу по уничтожению цветущей микрофлоры «божьим тварям» не представляется возможным, так как у сине-зеленых водорослей, изобилующих при повышении температурного режима водоемов, нет эффективных природных потребителей. К тому же эти водоросли выделяют в воду фи-коциан - крайне опасное для человека вещество. Поэтому очень скоро низовья Дона могут стать вымершей рекой, а проживающему здесь населению придется пользоваться исключительно «мергвой» водой.
К старым и до конца не решенным проблемам обеспечения населения качественной водой для хозяйственных и питьевых нужд, добавятся новые. Зараженные радионуклидами воды пруда-охладителя естественным образом будут просачиваться в Цимлянское водохранилище и подземные водоносные слои. Радионуклидное загрязнение основных источников пресной воды станет ответной «благодарностью» здешнему населению за его безучастность к решению вопроса о пуске Ростовской АЭС. В связи с этим у жителей региона есть только один путь - требовать от избранных ими депутатов Законодательного собрания Ростовской области наложения вето на пуск АЭС и провести областной референдум, В противном случае народным избранникам придется нескончаемо решать вопрос, как избавляться от радиоактивных продуктов питания, которые неизбежно начнет производить регион. Найдутся ли у правительства средства для компенсации населению нанесенных убытков? Ответ на данный вопрос вполне предсказуем. Существующая практика показывает, что денег в казне не хватает даже на исполнение обязательств перед ликвидаторами аварии на Чернобыльской АЭС. Причем многих участников этой акции, впоследствии ставших инвалидами, уже нет в живых!
Исторические данные свидетельствуют, что еще триста лет тому назад в России хорошо понимали важность заботы о водных ресурсах. В 1698 году Печр I издал указ об очистке реки Дон. Указом 1719 года за засорение Невы и других рек Петербурга предусматривалась ссылка на каторжные работы. За затопление балласта с кораблей виновные в первый раз подвергались штрафу, а повторная провинность вела к конфискации корабля. Но главное в том, что эти указы исполнялись, и водные ресурсы были сохранены нашими предками. Сможем ли мы передать их в приемлемом виде своим потомкам или загубим вконец?
Уверены, что в Приазовье не найдется человека, который не желал бы видеть наше море чистым и богатым рыбой. Но для этого каждый должен внести свой позитивный вклад в его оздоровление. Следует помнить, что эта работа не для кого-то другого!
За истекшее десятилетие в России принят ряд федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства и ведомственных нормативных актов, регулирующих отношения по природопользованию и охране окружающей среды. Для улучшения экологической ситуации в регионе была принята «Программа неотложных мер по оздоровлению окружающей среды Ростовской области на 1994 - 1996 годы» и «Программа действий по охране окружающей среды для Ростовской области на период до 2000 года». Однако их практическое воплощение оставляет желать лучшего. Неочищенные или плохо очищенные стоки из населенных пунктов по прежнему сбрасываются в ближайшие водоемы, угрожая не только их рыбным запасам, но также безопасности и здоровью населения.
Приятным исключением из общей ситуации в регионе является решение проблемы очистки возвратных стоков в г.Таганроге. Все сточные воды от промышленных предприятий и прочих организаций, объектов жилья и соцкультбыта по общегородской канализационной системе поступают на Дмит-риадовские сооружения биологической очистки стоков, откуда, после обработки, сбрасываются по глубоководному выпуску в Таганрогский залив. По оценкам специалистов, включая Международный банк реконструкции и развития, таганрогский комплекс канализационных сооружений биологической очистки является лучшим не только на Юге России, но и в Азово-Черноморском бассейне. Однако эту, близкую к идиллической картину, основательно портят три естественных водотока, протекающие через город по балкам Воловая, Большая и Малая Черепаха. По данным Таганрогского межрайонного природоохранного комитета загрязнения их вод на 70% образуют хозяйственно-бытовые отходы и на 30% --токсины техногенного характера. Эти нечистоты стекают в Таганрогский залив рядом с зонами массового отдыха населения - городским пляжем «Солнечный» (сток М. Черепахи), пляжем санатория - профилактория ОАО «Тагмет» (сток Б. Черепахи) и пляжной зоной поселка «Михайловка» (сток Воловой Балки).
Защита рекреационных зон от загрязнений, угрожающих здоровью приверженцев пляжного досуга, требует решения двух взаимосвязанных задач.
Первая из них - расчистка русел от скопившихся здесь бытовых отходов, мусора, хлама и дальнейшее поддержание водотоков в надлежащем состоянии. Реализацию этой задачи логично поручить тем представителям местного казачества, которые получили удостоверения общественных инспекторов после обучения на курсах Таганрогского межрайонного природоохранного комитета.
Вторая задача - создание в устьевой части стоков системы биологической нейтрализации нечистот с помощью соответствующей водной растительности и населяющих ее микроорганизмов.
Основой такой системы является каскад широких горизонтальных уступов. Здесь загрязненный поток преобразуется в пленкоподобный слой. Благодаря увеличению площади контакта с атмосферным воздухом идет его обо- гащение кислородом. Дополнительная аэрация потока происходит при его падении с уступа на уступ за счет принудительного перемешивания струй потока с воздухом.
Протекая по поверхности уступов, обогащенные кислородом стоки омывают микрофлору, образованную водорослями и населяющими их микроорганизмами. Этот сложный биоценоз осуществляет биохимическое окисление загрязнений сточных вод, производя минерализацию растворенной органики и ее сорбирование водными растениями.
В устье стока, на уровне с поверхностью моря, следует соорудить искусственный рифовый барьер для расселения здесь валлиснерии, роголистника и рдеста. Эти местные представители высших водных растений в совокупности с тростником обладают широким спектром очистительных свойств водных загрязнений. Кроме того, при замедлении стоков у рифового барьера будет идти осаждение тяжелых металлов, остатков взвешенных минеральных и органических частиц. Здесь их переработкой займутся моллюски, черви, коловратки, инфузории, жгутиковые.
Дополнительной функцией искусственного рифового барьера станет очищение воды от болезнетворных микробов. Гибель последних будет обусловлена обеднением воды питательными веществами, бактерицидным действием солнечных лучей, бактериофагов и антибиотических веществ, выделяемых микробами - антагонистами.
Для усиления эффекта бактериологической очистки стоков целесообразно использовать эйхорнию, прекрасно зарекомендовавшую себя даже в средней полосе России. Это реликтовое и экзотическое в наших краях водное растение не только обеззараживает воду, но и прекрасно удаляет широкий спектр биогенных элементов - азота, фосфора, калия, магния, серы, выводит такие промышленные ингредиенты как фенол, сульфаты, нефтепродукты, фосфаты,
Окисляя и расщепляя промышленные и хозяйственно-бытовые нечистоты на простые химические элементы, корневая система этих растений потребляет их в качестве питательных веществ. Кроме того, эйхорния полностью уничтожает патогенные микроорганизмы гнилостного ряда и подавляет стафилококк. С ее помощью содержание болезнетворных микроорганизмов снижается до значений, соответствующих гигиеническим требованиям, предъявляемым к составу и свойствам воды объектов культурно-бытового водопользования. По мере того как содержание загрязнений в стоках будет уменьшаться и, таким образом, эйхорния будет лишаться питательной основы, она начнет перерабатывать придонный ил.
Предметом интереса и составной частью долгосрочной стратегической программы деятельности Парусной Академии является широкое распространение низко технологичных методов берегозащиты и оздоровления Азовского моря. В их реализации мы рассчитываем на поддержку «Азовморвода», «Водоканала», Центра санэпид ем надзора, Службы единого заказчика, Комитета по охране окружающей среды, экологической службы при городской администрации, городского экофонда и всех тех, кому не безразлична судьба Азовского моря.
Комментариев нет:
Отправить комментарий