Проблемы водных ресурсов Центральной Азии
В статье рассматриваются проблемы использования водных ресурсов в Центральной Азии, предложены некоторые пути их решения. Обоснована возможность применения интегрированного управления водными ресурсами.
В области обеспечения устойчивого развития водные ресурсы занимают главное место. Сокращение уровня нищеты, экономическое и устойчивое развитие невозможны без них и того круга услуг, который они предотавляют. Водные ресурсы вносят свой вклад в повышение уровня общего благосостояния человечества.
Согласно Всемирной программе ООН по оценке водных ресурсов [1], они являются основополагающими для трех составляющих устойчивого развития — социальной, экономической и экологической. Их рост зависит от ограниченности ресурсов речного стока, которые имеют свой предел и часто являются уязвимыми.
Вода является главным фактором, определяющим устойчивость экономики любого государства. Дефицит воды становится более ощутимым с каждым днем. Несмотря на то, что в силу своих природных особенностей и географического положения Центральная Азия является одним из крупнейших регионов — обладателей водных ресурсов, экспертами прогнозируется ее дефицит в течение последующих десятилетий, что связано с ростом потребления, а также последствиями глобального изменения климата.
...
. ...
Вместе с тем Центральная Азия — это конгломерат государств с высокими темпами роста населения, критическим уровнем бедности, остро нуждающихся в ресурсах развития. В основном водные ресурсы региона используются в сельском хозяйстве главным образом для орошения (80—90%). Площадь орошаемых земель в регионе составляет 7695 млн га. Однако из-за низкой эффективности большинства водохозяйственных систем существуют огромные безвозвратные потери воды. Все это задает рамки и высочайшую сложность водных отношений, а также управления водными ресурсами как в отдельных странах, так и в регионе в целом.
В рамках общего дефицита воды для стран Центральной Азии наиболее важными становятся вопросы трансграничных рек и использование водных ресурсов [2—4]. Их сопровождают такие направления, как доступ к воде и право на воду, баланс использования воды через внедрение интегрированного управления водными ресурсами, улучшение и поддержка качества водных ресурсов и экосистем, а также адаптация к климатическим изменениям и др.
Важность данных вопросов для Кыргызстана обусловлена серьезной ситуацией, сложившейся на территории водных бассейнов республики. Наиболее острыми проблемами страны признаны:
— нарастающий дефицит воды;
— загрязнение поверхностных и подземных вод;
— огромные сверхнормативные потери воды;
— обеспечение населения качественной питьевой водой;
— межгосударственное вододеление;
— угроза истощения водных ресурсов вследствие роста численности населения и развития экономики.
К основным причинам перечисленных проблем относятся:
— недостатки в административном управлении водным сектором республики, которое характеризуется разрозненностью;
— ослабление функций и потеря межсекторальных связей, что не позволяет решать вопросы сохранения водных источников, рационального использования и воспроизводства водных ресурсов [5].
В этих условиях одним из инструментов преодоления сложившейся проблемной ситуации является переход к интегрированному управлению водными ресурсами. «Глобальное водное партнерство» определяет его как «процесс, способствующий согласованному развитию и управлению водными, земельными и другими, связанными с ними ресурсами, с целью достижения максимального социально-экономического благополучия на справедливой основе без причинения ущерба устойчивости жизненно важных экосистем».
В устойчивом мире управление водными и связанными с ними ресурсами осуществляется в интересах благосостояния человека и целостности экосистем в условиях высокоэффективной экономики. ассмотрим примеры использования поливной воды в Каталонии и на Канарских островах (Испания), где климатические особенности схожи с климатическими условиями Кыргызстана, а степень использования и управления водными ресурсами поставлена на высокий уровень (рис. 1, 2, 3).
Реформирование сельского и водного хозяйства в Центрально-Азиатском регионе заложило основу для формирования рыночных факторов стимулирования справедливого и эффективного управления водораспределением. Созданные институциональные рыночные предпосылки являются условием необходимым, но недостаточным для заметного улучшения управления водораспределением.
В настоящее время становится очевидным, что дефицит общественного участия в работе сельского и водного хозяйства — один из главных факторов, сдерживающих рост эффективности сельскохозяйственного производства и уровня управления водораспределением в регионе [5; 6].
Кыргызстан представляет часть замкнутого бессточного бассейна Центральной Азии. Водные ресурсы — жизненно важный, стратегический ресурс не только для Кыргызстана, но и для всей Центральной Азии. Имея огромные запасы воды, более 50 км3 /год поверхностного речного стока, 13 км3 /год запасов подземных вод, около 1745 км3 в озерах и от 500 до 650 км3 пресной воды в ледниках, республика использует на свои нужды только 12—17% поверхностного стока. Большая часть речной воды входит в бассейн Аральского моря и относится к системам крупнейших рек Средней Азии: Сырдарьи, Чу и Таласа. Речная сеть юго-восточной части республики принадлежит бассейну р. Тарим. На территории Кыргызстана горная область формирования речного стока занимает 87% общей площади, а область рассеивания стока — 13%. Основные водные артерии республики: Нарын, Чу, Талас, Джергалан, Тон, Кызылсуу (западная), Сарыжаз и др. Общий энергетический потенциал 252 крупных и средних рек республики оценивается в 18,5 млн кВт по мощности и 162,5 млрд кВт/ч по выработке электроэнергии [7].
Основное направление использования водных ресурсов в республике — это орошение и сельскохозяйственные нужды. Водопотребление подземных вод составляет сравнительно небольшую часть от общего водопотребления и используется в основном для водоснабжения населенных пунктов, для нужд производства и хозяйственно-питьевых целях. В стране уже есть положительные практики по использованию эффективных методов полива, например капельного (рис. 4).
В этих условиях полноценное внедрение интегрированного управления водными ресурсами в практическую деятельность всех хозяйствующих субъектов и населения — жизненная необходимость для устойчивого развития Кыргызстана. В связи с этим ключевым моментом является подготовка квалифицированных кадров, отсутствие которых является основным препятствием в достижении поставленных стратегических целей и задач. Будущим специалистам необходимо овладеть знаниями, умениями и навыками принятия и реализации грамотных управленческих решений по преодолению сложившегося водно-экологического дисбаланса в системе «природа—общество—человек».
Понимание этого факта послужило основой для реализации в 2011 г. проекта по продвижению вопросов интегрированного управления водными ресурсами в систему высшего образования Кыргызской Республики при поддержке Центра ОБСЕ в Бишкеке. Данная задача также полностью отвечает обязательствам, принятым Кыргызстаном в рамках Декады ООН по образованию для устойчивого развития 2005—2015 гг.
Основной задачей проекта стала разработка университетского курса «Интегрированное управление водными ресурсами», который был подготовлен группой специалистов, включающей в себя ученых из различных вузов Кыргызстана, специалистов водного сектора, а также представителей общественных организаций.
Также в 2015 г. в г. Алматы (Казахстан) на базе Казахско-Немецкого университета обсуждались вопросы подготовки специалистов в области водных ресурсов в Центральной Азии, где приняли участие преподаватели вузов Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана совместно с Комитетом по водным ресурсам МСХ Республики Казахстан и Организацией объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
Как видно, управление водными ресурсами входит в сферу ответственности многих различных лиц, ответственных за принятие решений в государственном и частном секторах. Вопрос заключается в том, как воплотить эту совместную ответственность в нечто конструктивное, чтобы можно было собрать различные стороны для участия в согласованной выработке конкретных решений. На данном этапе необходима подготовка и молодых специалистов, которые будут владеть менеджерскими навыками в области водопользования и охраны водных ресурсов, помогут в принятии непростых решений, связанных с решением вопросов развития водного сектора страны для устойчивого развития в будущем.
Поэтому необходимы эффективный и рациональный подход, ответственное отношение и совместные действия в рамках регионального сотрудничества в сфере управления водными ресурсами и их сбережения.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Вода для устойчивого мира. Доклад ООН о развитии водных ресурсов мира. Италия, 2015.
[2] Донбаева Г.Ч. Устойчивое и интегрированное управление водных ресурсов // Вестник Кыргызского Национального университета им. Ж. Баласагына. 2012. Специальный выпуск. С. 245—247.
[3] ДонбаеваГ.Ч., ШамшиевО.Ш. Трансграничные реки Кыргызстана, характеристика и пути решения проблем их использования в контексте мировой практики // Вестник Мичуринского филиала Российского университета кооперации. 2013. № 4. С. 171—177.
[4] Donbaeva G.Ch. Rios transfronterizos de Kirguizia, caracteristicas y vias de solucion de problemas de su uso en el contexto de la practica internacional. Espana, 2014, Boletin Millares Carlo, Numero 30. PP. 162—172.
[5] Байбагышев Э.М., Бекбоева Р.С., Донбаева Г.Ч. и др. Интегрированное управление водными ресурсами: учеб. пособие. Бишкек, 2015.
[6] Donbaeva G.Ch. Water Resources of Kyrgyzstan as a factor of sustainable development // Romania, International Geographical seminar "Dimitrie Cantemir". Iasi, 2015.
[7] Климат и окружающая среда / под общ. ред. Е.М. Родиной. Бишкек, 2003.
Г.Ч. Донбаева
Таласский государственный университет ул. Ж. Мирзалиева, 35, г. Талас, Кыргызстан, 722720
Комментариев нет:
Отправить комментарий