понедельник, 2 января 2023 г.

Узбекистан – проблемы современной модернизации водного и сельского хозяйства

Узбекистан – проблемы современной модернизации водного и сельского хозяйства

 

Проблемы модернизации сельского и водного хозяйства Узбекистана

Ситуацию с дефицитом водно-земельных ресурсов в Узбекистане нельзя назвать критической, но она близка к ней. В условиях растущей нехватки воды и плодородных земель в республике осуществляются и планируются достаточно действенные меры по их сбережению. Они соразмерны возможностям государства. Закладывается запас прочности от неминуемого воздействия негативных природных явлений, связанных с изменением климата. Тем не менее остается неясным, как собственными силами можно остановить рост дефицита воды и сельхозугодий, одновременно увеличивая рост потребления и выпуска продукции на фоне высоких темпов рождаемости и нерешенности водно-земельных проблем с соседями. Впрочем, такая головоломка встает перед всеми государствами Центральной Азии.

Узбекистан первым в регионе ЦА всерьез взялся за внедрение технологий по адаптации к последствиям изменения климата, накапливая для этого собственные средства и привлекая международную финансово-техническую помощь. Ему удалось закрепить за собой лидерство среди государств ЦА в планировании и реализации проектов по рациональному использованию водных и земельных ресурсов, которые помогут в дальнейшем в адаптации к грядущим климатическим изменениям. Но это лишь тактика отдельной страны при отсутствии общей региональной стратегии. Учитывая факторы неопределенности, связанные с региональной интеграцией и изменчивостью климата в долгосрочной перспективе, сейчас сложно дать ответ, насколько Узбекистану удастся решить проблему водообеспеченности и продовольственной безопасности в будущем. Без выработки общей водно-энергетической политики страны ЦА ждут серьезные испытания, вплоть до тяжелых социальных потрясений, внутренних и межгосударственных конфликтов.

...


.
....

В последние годы водно-земельная проблема в Узбекистане заметно обострилась. С советского периода она носит комплексный характер. Нарастающий дефицит водных и земельных ресурсов порожден прежде всего колоссальными издержками в системе орошения, сохранением экологически вредных технологий в сельском хозяйстве, растущим промышленным и демографическим давлением на окружающую среду. С переходом на капиталистические рельсы развития, начиная с 90-х годов влияние этих факторов только увеличивалось. При этом нарастание серьезнейших проблем в водном и сельском хозяйствах республики оказалось подстегнуто ускоряющимися климатическими изменениями, происходящими в последнее время по всей Центральной Азии.

На протяжении десятилетий примерно 90% потребляемой воды в Узбекистане приходилось на орошаемое земледелие. По данным Министерства водного хозяйства республики, в 2020 г. орошаемое земледелие, как и прежде, забирало 90% от общего обьема потребляемой воды всеми отраслями экономики1.

 

1 Из общего обьема используемой воды в 2019 г. на коммунальное хозяйство приходилось 4,2%, на энергетику - 2,3, промышленность - 1,3, рыбоводство -1,2, другие отрасли - 1%. Министерство водного хозяйства Республики Узбекистан [Электронный ресурс] URL: https://water.gov.uz/ru (дата обращения: 04.07.2021).

 

При этом крайне расточительные оросительные технологии ведут не только к огромным непродуктивным потерям воды, но и одновременно к деградации почв - их засолению и эрозии. Земля деградирует из-за чрезмерного полива и затопления полей или долговременного отсутствия их рекультивации. Вследствие износа мелиоративных и ирригационных сетей, отсутствия должного учета в водопотребле-нии, дефицит воды на орошаемых территориях из года в год увеличивается.

Официально признаётся, что срок службы большинства объектов инфраструктуры водного хозяйства превышает 50-60 лет, а их техническое состояние постоянно ухудшается. В частности, 66% каналов системы ирригации имеют земляное русло, потеря воды в них за счет фильтрации остается высокой. 77% каналов системы ирригации требуют ремонта и восстановления, 20% - реконструкции. Основная часть действующих лотковых сетей служит более 30 лет, вследствие непроведения в свое время ремонтных работ и истечения срока службы 70% из них требуют замены или реконструкции. В большинстве случаев места водозабора не оборудованы средствами управления и учета воды. Коэффициент полезного действия системы ирригации и оросительных сетей в среднем составляет 0,63 (при нормативе 0,7), в ряде регионов -ниже данного показателя1.

 

1 Здесь и далее, если ссылки по текущей статистике и расчетам на будущее отсутствуют, это означает, что данные приводятся на основе государственных документов Республики Узбекистан: Концепция развития водного хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030-е годы. (Национальная база данных законодательства при Министерстве юстиции Республики Узбекистан, 11.07.2020 г., № 06/20/6024/1063). [Электронный ресурс] URL: https://lex.uz/docs/4892946 (дата обращения: 01.07.2021); Стратегия развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы. [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: 07.04.2021); Концепция охраны окружающей среды Республики Узбекистан на период до 2030 года. [Электронный ресурс] URL: https://regulation.gov.uz/oz/ document/3920 (дата обращения: 12.12. 2020).

 

Важной составляющей водных ресурсов служат возвратные воды от орошения, так как более половины их объема снова поступает в реки. Согласно оценкам узбекистанских экспертов, суммарный объем возвратных вод составляет около 35 км3 в год, из них 65% приходится на бассейн реки Сырдарьи и 35% - Амударьи, что обусловлено большими фильтрационными потерями из каналов и с полей орошения. К тому же качество возвратных вод представляет серьезную угрозу для водных ресурсов и наземных экосистем. В целом в оросительных сетях теряется 35-40%, добываемой из основных источников воды.

Разрушение коллекторно-дренажных сетей, ненормированное орошение приводят к поднятию уровня грунтовых вод и засолению земель. Наряду с этим деградация почв часто связана с отсутствием необходимого севооборота и оптимальной зяблевой пахоты. Несоблюдение требований по возделыванию сельскохозяйственных культур и неконтролируемое использование удобрений приводят к нарушению почвенно-экологических условий.

 

На большей части территории Узбекистана широко распространены эрозионные процессы. Они продолжают развиваться, что является одним из признаков подверженности экосистем опустыниванию. Так, из 27 млн га угодий процессу эрозии в различной степени подвержены 25 млн га (92,6%), в поливной зоне из 3,8 млн га эрозии подвержены 2,7 млн га. Водная эрозия развита на площади более 1 млн га пахотных земель, более 50% орошаемых земель подвержено вторичному засолению, их мелиоративное состояние ухудшается. 45,3% орошаемых земель республики имеют разную степень засоления, из них: 2% - сильнозасоленные, 12,2 - среднезасоленные, 31,1% - слабозасоленные. Площадь орошаемых земель, уровень грунтовых вод которых находится до от 0 до 2 м от поверхности земли, составляет порядка 30%. Хотя в последние годы в рамках государственных программ было улучшено мелиоративное состояние примерно 1,7 млн га земель, на 560 тыс. га уровень обеспечения водой остается низким, а 298,5 тыс. га орошаемой земельной площади оказались выведены из оборота.

Площадь орошаемых земель в стране составляет примерно 4,3 млн га1, (1 Информация по реализации мероприятий по улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель на период 2019-2020-е годы. Министерство водного хозяйства Республики Узбекистан. [Электронный ресурс] URL: https://water.gov.uz/ru/doc/1561351501/1563283611 (дата обращения: 04.07.2021).) и вопрос об их сохранении наряду с рациональным использованием водных ресурсов становится крайне актуальным. В этом отношении достигнут определенный прогресс. По данным Минводхоза Узбекистана, количество воды, потребляемой на 1 га в 1991 г., составляло 18 тыс. кубометров, а в 2019 ее использовалось намного меньше - 10,2 тыс. кубометров на 1 га. На протяжении 2008-2017 гг. достигнуто улучшение водоснабжения более 1,7 млн га орошаемых площадей, улучшено мелиоративное состояние 2,5 млн га земель2.

2 Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по эффективному использованию земельных и водных ресурсов в сельском хозяйстве». Дата регистрации: 2019-06-17 | Номер: УП-5742. https://lex.uz/ru/docs/4378524 (дата обращения: 04.10.2021).

 

По нарастающей вводятся передовые технологии полива, к примеру капельное орошение с 2013 по 2019 г. было внедрено на 77 440 га1.

1 Министерство водного хозяйства Республики Узбекистан [Электронный ресурс] URL: https://water.gov.uz/ru (дата обращения: 09.08.2021).

 

В 2020 г. водосберегающие технологии были внедрены дополнительно на площади 133 тыс. га2.

2 Постановление Президента Республики Узбекистан о мерах по дальнейшему ускорению организации внедрения водосберегающих технологий в сельском хозяйстве. 11 декабря 2020 г., № ПП-4919. г. Ташкент. С. 1.

 

По прогнозу на 2021 г. они должны быть размещены на площади в 430 000 га, из них капельное орошение на 210 739 га3.

3 Прогнозные показатели по внедрению водосберегающих технологий в 2021 году. Приложение № 1 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 11 декабря 2020 года № ПП-4919. (Национальная база данных законодательства, 12.12.2020 г., № 07/20/4919/1616). С. 1.

 

Тем не менее такую положительную динамику трудно назвать переломной, в целом ситуация остается настораживающей.

Надо признать, что в нынешний период Узбекистан предпринимает серьезные усилия по сохранению водно-земельных ресурсов и их рациональному использованию. В последние два года в республике начали осуществляться некоторые кардинальные меры по одновременной модернизации водного и сельского хозяйства. По сути проводятся реформы по постепенной перестановке этих отраслей экономики на рыночные рельсы.

Сложившаяся в стране в постсоветский период система управления водным и сельским хозяйством малоэффективна. Ее функции рассредоточены по множеству ведомств, координация между ними слабая, зачастую они дублируют работу друг друга. Материально-техническая база организаций, отвечающих за сохранение водно-земельных ресурсов, до сих пор финансируется преимущественно из государственного бюджета и остается низкой. Широкое внедрение водосберегающих технологий сдерживается неэффективной системой покрытия расходов по водообеспе-чению в сельском хозяйстве. В управлении водообеспечением аграрного сектора, как и всем сельским хозяйством в целом, пока доминируют нерыночные методы.

С целью сокращения потерь в водном и сельском хозяйстве в стране взят курс по постепенному переходу от использования административных методов государственного регулирования в этих сферах к расширению рыночных механизмов. В агропроиз-водстве и водном хозяйстве развивается государственно-частное партнерство. Реформа управления водными ресурсами предусматривает расширение доли негосударственного финансирования сектора за счет поэтапного перехода на оплату услуг по доставке воды, передачи хозяйственных функций по управлению межхозяйственной инфраструктурой в аутсорсинг негосударственным структурам. Увеличение размеров финансирования в этом секторе идет за счет привлечения частных инвестиций, в том числе иностранных, а также кредитов и грантов международных финансовых институтов и зарубежных стран.

 

В связи с этим скорее всего будет сокращаться количество ассоциаций водопотребителей (АВП), действующих на низовом уровне. Они создавались с целью содействия государственным организациям в осуществлении мероприятий по рациональному использованию водных ресурсов. Эту функцию они выполняют слабо. К тому же они так и не стали устойчивыми структурами самоуправления водопотребителей. В первую очередь причина такой ситуации кроется в низком уровне сборов, связанном с их некачественными услугами. Между фермерами и дехканами, с одной стороны, и ассоциациями - с другой, нередко возникают конфликты из-за неправильного учёта расходования воды на границе водопотребителей.

Считается, что функции по надлежащему обслуживанию оросительных систем и внедрению передовых водосберегающих технологий способны более эффективно выполнять активно создающиеся в последнее время сельскохозяйственные кластеры1.

1 Эти агропромышленные объединения представляют единую технологическую цепочку комплекса предприятий, охватывающую все циклы производства от выращивания сырья, его переработки до изготовления конечного продукта и его реализации.

 

В Узбекистане формируются кластеры разного направления: зерновые, мясомолочные, плодоовощные, садоводческие, семеноводческие, но наиболее крупные из них - хлопково-текстильные. Они обладают широкими инвестиционными возможностями по внедрению передовых технологий в том числе и в водопользовании2.

2 За последние годы узбекский текстильный бизнес значительно нарастил производственные мощности по переработке хлопкового сырья в готовую продукцию, стал обладать солидным капиталом. Текстильные предприятия начали непосредственно участвовать в выращивании хлопка. Хлопково-текстильные кластеры арендуют земли у государства под выращивание хлопка, а также заключают договора на его поставку с фермерскими хозяйствами.

 

В республике действует около 120 хлопково-текстильных кластеров1.

1 [Электронный ресурс] URL: https://review.uz/post/vstuplenie-prezidenta-shavkata-mirziyoyeva-na-ceremonii-posvyashennoy-30-letiyu-nezavisimosti-uzbekistana (дата обращения: 27.09.2021).

 

Притом что на их полях отмечается повышение урожайности, остается неясным, насколько бережно они используют водно-земельные ресурсы. Пока такие данные не обнародуются. Понятно, что в целях увеличения прибыли, крупные частные компании могут нарушать нормы водо- и землепользования. К тому же существуют опасения, что они будут вытеснять и поглощать фермерские хозяйства.

С 2020 г. в Узбекистане отменен государственный заказ на заготовку хлопка. Его закупки производятся по рыночной цене. Также отменена принудительная система по его сбору. С 2021 г. отменен госзаказ на выращивание пшеницы. Пересматривается система финансирования сельского хозяйства. Поставлена задача невмешательства государства в ценообразование в этом секторе экономики.

Намечается существенное увеличение госрасходов на модернизацию и строительство объектов водного хозяйства, научные исследования, опытно-конструкторские разработки, внедрение передовых водосберегающих технологий и подготовку высококвалифицированных специалистов. Ставится амбициозная задача -создать интегрированное управление водными ресурсами с полным охватом их использования, потребления и распределения между водоснабжением населения, отраслями экономики и природной средой2.

2 Такая система предусматривает поэтапное внедрение мониторинга водных обьектов с помощью цифровых технологий и создание единой информационной базы по всем водным ресурсам. Комплексное планирование по их развитию будет учитывать сохранение экологического баланса в окружающей среде и факторы изменения климата.

Внутренний потенциал по модернизации водного и сельского хозяйства подкрепляется серьезным инвестированием в них не только со стороны государства, но и частного капитала.

Дорогостоящие, ресурсоемкие и технологически сложные модернизационные проекты в водном и сельском хозяйстве невозможно воплотить в жизнь без привлечения зарубежной помощи. Для их реализации устанавливается тесное сотрудничество национальных научно-исследовательских институтов с зарубежными и международными научно-исследовательскими организациями. В ведущих зарубежных компаниях готовятся национальные кадры. В министерства и ведомства приглашаются высококвалифицированные иностранные ученые и инженерно-технические специалисты. Ставится задача по ускорению привлечения грантовых средств, кредитов и технической помощи международных финансовых институтов и зарубежных государств. Узбекистан уже заметно преуспел в этом направлении. В целом в сельское хозяйство вместе с проектами по рациональному использованию водных ресурсов в страну удалось привлечь более 3,5 млрд долл. США в виде инвестиций, кредитов и грантов1.

1 Трансформация сельского хозяйства 2030. Стратегия развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030-е годы. Ташкент. С. 33. Примеры освоения зарубежных средств по проектам приведены в Информации по освоению в 2017 г. иностранных кредитов под гарантию Правительства Республики Узбекистан. Министерство сельского хозяйства Республики Узбекистан. 31.01.2018. https://agro.uz/ru/information/about_agriculture/429/ (дата обращения: 14.10.2021).

 

Анализ предпринимаемых и планируемых до 2030 г. мер по водосбережению и модернизации сельского хозяйства показывает, что страна может добиться в намеченные сроки поставленных целей. Тем не менее собственные усилия республики не решат проблему ее водной и, соответственно, продовольственной безопасности. Сохраняется угроза возникновения острого дефицита воды в будущем. Серьезные риски связаны с неурегулированностью вопросов трансграничного водопользования на фоне климатических изменений2.

2 В Узбекистане на долю трансграничных рек приходится примерно 80% от общего объема потребляемых водных ресурсов. Поливное земледелие республики крайне зависимо от водоспусков из Киргизии и Таджикистана. В советское время республики верховий поставляли воду в необходимые периоды для аграриев низовий и взамен получали углеводородные энергоносители. Возведение водохранилищ и выработка электроэнергии тогда планировались во взаимоувязке с развитием аграрного сектора по всему региону - эксплуатация гидроэлектростанций и водохранилищ была соразмерена с ирригационным режимом. Единая водно-энергетическая система гарантировала сбалансированное экономическое развитие всех пяти среднеазиатских республик. С распадом Советского Союза она исчезла. Получив независимость, центральноазиатские государства начали на свое усмотрение решать собственные экономические проблемы, исходя из наличия имеющихся ресурсов. Киргизия и Таджикистан, обладающие скудными залежами газа и нефти, сделали ставку на увеличение гидроэнергетических мощностей, что со временем привело к изменению водного баланса на региональном уровне. Были нарушены согласованные режимы и величины пусков воды для стран, расположенных ниже по водотоку, - Узбекистана, Казахстана и Туркменистана.

 

Страны нижнего течения используют воду преимущественно для орошения земель и нуждаются в максимальном поступлении воды в летний период, в то время как страны верховий с целью увеличения выработки электричества заинтересованы в максимальном сбросе воды в энергодефицитное зимнее время. В такой ситуации участились случаи нехватки воды для ирригации, особенно в систематически повторяющиеся маловодные годы и периоды засух. Зимой излишний сброс воды из водохранилищ верховий начал приводить к подтоплению территорий в низовьях.

Узловые сложности в удовлетворении спроса со стороны конкурирующих стран ЦА на поставки воды сохраняются. С целью их поэтапного преодоления узбекской стороной выдвигается ряд мер, направленных на осуществление межгосударственного сотрудничества в сфере использования трансграничных водных ресурсов. Пока речь идет не о создании единого надгосударственного органа управления водно-энергетическими ресурсами ЦА, а о разработке и применении принципов и механизмов интегрированного управления трансграничными реками, нахождении компромиссных решений водопользователями, расположенными выше и ниже по их течению. Активность Узбекистана в этом направлении в последнее время заметно возросла, и его позиции скорее всего будут оказывать все более существенное влияние в вопросах деления трансграничных вод и их рационального использования.

Вопрос о едином комплексном управлении водными ресурсами региона остается открытым. Его актуальность возрастает по мере усиления влияния климатических изменений. Тем временем Узбекистан выходит в региональные лидеры по решению проблем водопользования с учетом климатического фактора. Он демонстрирует серьезное стремление к адаптации сельского и водного хозяйства к грядущим аномальным природно-климатическим стрессам. Теперь стратегические правительственные документы, относящиеся к проблематике охраны окружающей среды и рациональному использованию водно-земельных ресурсов, обязательно включают разделы по учету меняющегося климатического воздействия. В Центральной Азии оно, по всей видимости, начинает приобретать угрожающие масштабы. Среднегодовая температура здесь только за последние 30 лет выросла примерно на один градус. Для сравнения - примерно на столько же - 1,1 оС увеличился с доиндустриального периода до наших дней среднегодовой показатель потепления по всей Земле1.

 

1 Для удобства берется усредненная температура за период с 1850 по 1900 г., который обозначается как «доиндустриальный».

 

Если за последнее десятилетие (20102019) усредненная приземная температура нашей планеты росла со скоростью 0,2оС, то в Узбекистане средние темпы ее роста за этот период составили 0,29°С, что существенно превысило среднемировой показатель. Интенсивное потепление отмечается по всей территории страны. Ожидается, что такая тенденция сохранится как в Центральной Азии, так и в мире в целом, из-за рекордно высоких уровней, удерживающих тепло в атмосфере парниковых газов1.

1 The Global Climate in 2015-2019. WMO No. 1249, World Meteorological Organization, 2020. Р. 6-7; По данным Узгидромета средние температуры воздуха за последнее десятилетие (2010-2019) и последнее пятилетие (2015-2019) были самыми высокими по сравнению с предыдущими 10-летними и 5-летними периодами за весь ряд метеорологических наблюдений. В 2019 г. среднегодовая температура по большей части территории республики была на 1,6-2,3°С выше нормы, в районе Приаралья и по пустынной зоне местами на 2,9-3,1°С выше нормы. Одним из показателей потепления климата является устойчивая тенденция увеличения числа дней с температурой воздуха 40°С и выше по многим регионам Узбекистана. Тенденции изменений климата в Узбекистане: темпы повышения температуры выше средних темпов в глобальном масштабе. Центр гидрометеорологической службы Республики Узбекистан. [Электронный ресурс] URL: http://meteo.uz/#/ru/news/2020-04-14-tendencii-izmeneniy-klimata-v-uzbekistane-tempy-povysheniya-temperatury-vyshe-srednih-tempov-v-globalnom-masshtabe (дата обращения: 14.10.2020).

 

Центрально-Азиатский регион относится к группе территорий с высокой уязвимостью к последствиям меняющегося климата. Потепление здесь сопровождается ускоренным таянием горных ледников и снежников, питающих большинство рек и водоемов2.

2 В связи с ускоренным таянием ледников для Узбекистана и других государств низовья Аральского бассейна возникает угроза острого дефицита воды. В бассейнах рек Амударьи и Сырдарьи наблюдается повсеместная деградация ледников: крупные распадаются, а мелкие вовсе исчезают. Согласно международным исследованиям с 2000 по 2010 г. запасы льда сократились по сравнению с периодом с 1961-1980 гг. по бассейну р. Сырдарьи на 21%, по бассейну Амуда-рьи на 17%. В результате глобального изменения климата на протяжении последних 50-60 лет площадь всех ледников в Центральной Азии в целом сократилась примерно на 30%.

Увеличиваются число и интенсивность аномальных погодных явлений и стихийных бедствий, включая засухи, волны жары, наводнения и сели, затяжные ливни. В 2021 г. Центральная Азия столкнулась со значительным повышением температуры. В отдельных районах Узбекистана начиная с июня воздух прогревался до 44°С, в соседнем Таджикистане до 48. Многие регионы ЦА оказались охвачены засухой, что привело к масштабным неурожаям, падежу скота, маловодности рек, иссушению водохранилищ. Дефицит воды эксперты связывают с недостаточной снежностью зимой и увеличившимся испарением воды летом. Разумеется, в расчет берутся сохраняющиеся огромные потери воды при орошении. По оценкам специалистов Всемирного банка, аномальные погодные явления в Центральной Азии становятся нормой и будут усиливаться из года в год. В ближайшие десятилетия средние температуры в Центрально-Азиатском регионе могут повыситься на 3-5°С, что приведет к исчезновению более трети горных ледников к 2050 г. В свою очередь это вызовет внезапные наводнения, сход лавин и селей. Повышение температуры пагубно скажется на сельском хозяйстве, уменьшение водности рек - на гидроэнергетике. Согласно критическому варианту прогнозов, опирающихся на различные модели изменения климата, две главные водные артерии ЦА - реки Амударья и Сырдарья - могут обмелеть на 10-15% уже к 2030 г. В долгосрочной перспективе (2050-2100) сток Амударьи может сократиться от 21 до 40 %, а Сырдарьи - от 15 до 30 %, что может в перспективе привести к экологической и гуманитарной катастрофе1.

1 Forecasting for Resilience: Central Asia Strengthens Climate and Weather Services. World Bank. March 23, 2018. [Электронный ресурс] URL: https://www.worldbank.org/en/news/feature/2018/03/23/forecasting-for-resilience-central-asia-strengthens-climate-and-weather-services (дата обращения.05.10.2021);

В этом году есть риск увеличения дефицита воды до критических показателей 2008 г. Министерство водного хозяйства Республики Узбекистан. 21.02.2021 [Электронный ресурс] URL:. https://kun.uz/ru/news/2021/02/21/v-etom-godu-yest-risk-uvelicheniya-defitsita-vody-do-kriticheskix-pokazateley-2008-goda-ministerstvo-vodnogo-xozyaystva; Дефицит воды в Центральной Азии: как Узбекистану и его соседям спастись от засухи. 15.07.2021. https://uz.sputniknews.ru/ 20210715/ defitsit-vody-v-tsentralnoy-azii-kak-uzbekistanu-i-ego-sosedyam-spastis-ot-zasuxi-19700909.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com&utm_ campaign=dbr

Уже сейчас Центральная Азия сталкивается с весьма ощутимым сокращением водных ресурсов. За последние десятилетия показатель объема водных ресурсов на душу населения здесь снизился в четыре раза - с 8,4 тыс. кубометров в 1960 г. до 2,1 тыс. кубометров к настоящему времени. К 2040 г. этот показатель может приблизиться к критической черте - 1 тыс. кубометров на душу населения2.

2 Международная конференция по климату: страны Центральной Азии представят единый региональный павильон. 30.07.2021. https://livingasia.online/ 2021/07/30/mezhdunarodnaya-konferencziya/ (дата обращения: 03.11.2021).

 

Что касается Узбекистана, то за последние 15 лет обеспеченность водой на душу населения сократилась там с 3048 кубических метров до 1589 кубометров. В период до 2015 г. суммарный дефицит воды в республике составлял более 3 млрд кубометров.

Согласно расчетам узбекистанских специалистов, к 2030 г. он может составить 7 млрд кубометров, а к 2050 г. уже 15 млрд кубо-метров1.

1 Концепция развития водного хозяйства Республики Узбекистан на 20202030-е годы. (Национальная база данных законодательства при Министерстве юстиции Республики Узбекистан, 11.07.2020 г., № 06/20/6024/1063). [Электронный ресурс] URL: https://lex.uz/docs/4892946 (дата обращения: 11.09.2020).

Ситуацию с нехваткой водных ресурсов в Узбекистане нельзя назвать критической, но она близка к ней. В ранжировании стран, испытывающих водный стресс, проводимом Институтом мировых ресурсов (WRI, Вашингтон), Республика Узбекистан располагается в группе государств с высоким уровнем базовой водной нагрузки. Это означает, что в среднем ежегодно на нужды сельского хозяйства, бытового потребления и промышленности расходуется более 40% имеющихся запасов воды. Отдельные районы страны испытывают чрезвычайно высокий водный стресс. В Бухарской, Самаркандской, Ферганской, Навоийской, Джизак-ской и Кашкадарьинской областях забирается более 80% воды от всех доступных запасов2.

2 Электронный онлайн ресурс Института мировых ресурсов: URL: https://www.wri.org/applications/aqueduct/country-rankings/?indicator=bws (дата обращения: 07.12.2020).

Такой напряженный баланс между наличием имеющихся водных ресурсов и их потреблением создает угрозу острой нехватки воды в будущем.

Одновременно обостряется земельная проблема. В республике постепенно усиливаются демографическая и экономическая нагрузки на земли сельскохозяйственного назначения. За последние 15 лет площадь сельхозугодий сократилась более чем на 5%, а в расчете на душу населения — на 22%. Темпы роста численности населения намного опережают темпы увеличения площади орошаемых земель. За последние 30 лет площадь орошаемых земель на душу населения уменьшилась примерно на 25%, — с 0,23 га до 0,16 га. По оценкам Азиатского банка развития, при сохранении существующих тенденций площадь орошаемых земель в Узбекистане сократится еще на 20-25% в течение следующих 30 лет3.

3 Абдурахманов М.А., Рахимов Я.Т. Состояние земельных ресурсов в республике Узбекистан // Территория науки. 2017, № 4. С. 75-76.

В условиях растущей нехватки водно-земельных ресурсов Узбекистан предпринимает и планирует осуществить достаточно действенные меры по их сбережению. Они соразмерены его возможностям. Закладывается запас прочности от неминуемого воздействия негативных природных явлений. Тем не менее остается неясным, как собственными силами возможно остановить рост дефицита воды и плодородной почвы, одновременно увеличивая рост потребления и выпуска продукции на фоне высоких темпов рождаемости и нерешенности водно-земельных проблем с соседями. Впрочем, такая головоломка встает перед всеми государствами Центральной Азии.

Нехватка жизненно важных природных ресурсов неуклонно растет по всей Центральной Азии. Их увеличивающийся дефицит ведет к накоплению опасных социально-экологических сдвигов, порождающих новые точки напряженности как внутри стран, так и в межгосударственных отношениях. При этом сохраняются старые нерешенные проблемы по разделу границ, земель и водных источников. В отличие от соседей, Узбекистан первым в регионе ЦА всерьез взялся за внедрение технологий по адаптации к последствиям изменения климата, накапливает для этого собственные средства и преуспевает в привлечении международной финансово-технической и научной помощи. В последнее время ему удалось закрепить за собой лидерство среди государств ЦА в планировании и реализации проектов по рациональному использованию водных и земельных ресурсов. При рачительном использовании собственных и зарубежных средств республика способна выполнить поставленные задачи по водосбережению и рекультивации земель в намеченные сроки (до 2030 г.). Передовые технологии в орошаемом земледелии несомненно помогут в адаптации Узбекистана к грядущим климатическим изменениям. Но это лишь тактика отдельной страны при отсутствии общей региональной стратегии. Учитывая факторы неопределенности, связанные с региональной интеграцией и изменчивостью климата в дальнес-рочной перспективе, сейчас сложно дать ответ, насколько Узбекистану удастся решить проблему водообеспеченности и продовольственной безопасности в будущем. Без выработки общей водно-энергетической политики центральноазиатские государства ждут большие испытания, возможно, вплоть до тяжелых социальных потрясений, серьезных внутренних и межгосударственных конфликтов.

 

 

Ниязи А.Ш.

Ниязи А.Ш., кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья, Институт востоковедения РАН, e-mail: aziz.niyazi@mail.ru © Ниязи А.Ш., 2022

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий